Главная | Вопрос/Ответ
Вступить в общину | Авторизация

1 ноября (День всех святых) и 2 ноября (День поминовения)

01 ноября
Нерабочий
День всех святых
(Wszystkich Świętych)

 
02 ноября
Рабочий
День поминовения
(Dzień Zaduszny)
(Święto Zmarłych)
 
1 ноября вся Польша отмечает День Всех Святых, а 2 ноября поминает умерших.

День Всех Святых в Польше. Задушки

Подобный праздник есть и в православных странах – там он называется Собор Всех Святых и не привязан к конкретной дате. В Польше (римско-католическая церковь) же он всегда отмечается 1 ноября. Именно в этот день люди устремляются на кладбища, чтобы затеплить поминальную свечу (znicz) и отдать дань памяти своим предкам. День этот всегда является выходным.
По народным верованиям, в день поминовения души мертвых выйдя из могил, отправляются на панихиду в костел, а после неё - навещают  свои дома. Родственники в этот день оставляют открытыми окна и двери, выставляют угощение, чтобы не сердить этих гостей,  а получить от них помощь.  День поминовения, который называется в Польше «задушки»  отмечают очень торжественно и в наши дни. Родственники собираются вместе, идут на могилы своих близких, зажигают свечи.
В каждом супермаркете есть большой отдел, в котором продаются знитши — разноцветные лампадки, которые зажигают на могилах близких.
С 1 ноября, в день Всех Святых любое кладбище издали напоминает костер, поскольку на каждой могиле может стоять от двух до полутора десятков лампадок.






















День Всех Святых – корни праздника

Первое упоминание о дне Всех Святых сохранилось в старинных литературных источниках. Самый древний из них - рукописный текст на латыни, который хранится в Праге. Он относится к XV столетию. В своем самом раннем переводе на польский текст изобилует характерными чертами Мазовии. Вот часть текста, являющего собой литургию на день Всех Святых взятая из публикации 1974 года:
In Die Omnium Sanctorum
Nasz Pan Jezus Krystus, wiedząc, eże ludzie jinako błogość albo błogosławność mienią, niże jest, a jinako k nie chcą przyć, niże słusza, raczył na początku swojego kazania ją uznamić, kieby była, a potem rozkazować, kakoby k nie miano przć. O tem ci ta to jest ta ewanjelija święta, jaż prze to na dzień Wszech Świętych położona, eże każdy z nich tako bydlił, jako tuta wyłożył Pan Jezus Krystus i nauczył, prze to k temu przyszedł, aby my takie, chcem li tamo teże przyć, tej to nauki się dzierżeli i tego rozkazania.

Najdawniejsze zabytki języka polskiego. W. Taszycki

Сам же праздник намного древнее рукописи. Торжество Всех Святых вытекает главным образом из традиции поминания мучеников, которые пострадали за Иисуса Христа, но которые отсутствуют в канонических текстах житий не поминаются в литургии. История праздника уходит в IV век н.э. Именно тогда в христианстве появляется традиция перемещения святых мощей и реликвий христианства в различные места. Этими действиями церковь подчеркивала тот факт, что святые и реликвии принадлежат всей церкви, независимо от географического её положения. В 608 году папа Бонифаций IV получил от императора Фоки в дар языческий Пантеон. Перенесением в здание храма многочисленных христианских реликвий, относящихся в том числе и к святым мученикам, заканчивается история Пантеона как места языческого культа.13 мая 609 года распоряжением Бонифация Пантеон становится церковью Святой Марии и всех мучеников. С того самого времени именно 13 мая и был установлен день почитания всех мучеников.
Такое положение дел продержалось чуть более века, когда в 731 году папа Григорий III передвинул дату празднования с 13 мая на ту, которая сохранилась до нашего времени, - 1 ноября. Причины данного решения остаются предметом обсуждения у ученых. По одной из версий, данная мера позволяла избежать проблем с продовольствием для значительного количества паломников. Весной, как известно, запасы урожая прошлого года уже заметно истощены, так что решение скорее всего было продиктовано чисто прагматическими целями.
Спустя еще столетие, в 837 году, уже Григорий IV распоряжается, чтобы с этих пор в день поминовения мучеников христиане отдавали дань памяти не только мученикам, но и всем умершим братьям по вере христианской.
По некоторым другим данным дату празднования общего Дня всех Святых именно 1 ноября назначил папа Иоанн XI в 935-м году.

Литания всем Святым

В День всех Святых в костелах исполняется Литания всем Святым. Молитва эта является одной из самых старых в христианстве. Вот отрывок из Литании:

WEZWANIA DO ŚWIĘTYCH
Święta Maryjo, módl się za nami.
Święta Boża Rodzicielko, módl się za nami.
Święta Panno nad pannami, módl się za nami.
Święci Michale, Gabrielu i Rafale, módlcie się za nami.
Wszyscy święci Aniołowie, módlcie się za nami.
Patriarchowie i Prorocy
Święty Abrahamie, módl się za nami.
Święty Mojżeszu, módl się za nami.
Święty Eliaszu, módl się za nami.
Święty Janie Chrzcicielu, módl się za nami.
Święty Józefie, módl się za nami.
Wszyscy święci Patriarchowie i Prorocy, módlcie się za
И так далее.


В День Всех Святых люди традиционно устремляются на кладбища. Причем примечателен тот факт, что праздник объединяет как христиан, так и представителей других конфессий и неверующих, так как дает возможность даже без привязки к религии отдать дань памяти умершим.

Традиции в День Всех Святых

Старые традиции, связанные с праздником, хоть и не культивируются массово по всей Польше, но память о них жива, и некоторые можно встретить и в наши дни.
В старину на Всех Святых особенным вниманием и почтением одаривали нищих и так называемых просильных дедов (Proszalny dziad), которые обычно сидели у входа в костел и на кладбищах. Чтобы почтить память предков, за день или два до 1 ноября женщины выпекали специальные небольшие хлебцы - повалки (powałki). Делалось это для того, чтобы не жечь огонь в печи в сам день поминовения. Считалось, что души предков, возвращающиеся в свой дом в этот день, собираются именно в печи. Печь вообще считалась любимым местом обитания духов. Если же кто-то разводил огонь 1 ноября, то это считали плохой приметой, грозящей хозяйству пожаром.
Согласно традиции, пеклось столько хлебцев, о скольких умерших вспоминали в семье. Хлебцы эти вручались нищим с просьбой помолиться о душе усопших родных. В некоторых регионах Польши нищим давали также кашу, сыры и мясо. Хлебец также преподносился кзёндзу, чтобы тот молился о душах, о которых никто не помнил.
Вечером 1 ноября вся семья собиралась в доме на молитву по умершим. На заранее приготовленном столе, покрытом белой скатертью, хозяйки также ставили испеченные хлебцы, чтобы души родных не ушли голодными.
Традиция «кормления умерших» восходит к древнеславянским традициям, когда на могилах предков оставляли кашу, мед и хлеб. Часто на кладбищах или рядом с ними устраивались чествования «дедов». Призывались души умерших, столы заставлялись кушаньями, люди пели, считая, что это нравится духам их предков.
Другим немаловажным акцентом праздника было разжигание костров. Изначально их разводили у развилок дорог, чтобы указать путешествующей душе путь и чтобы она могла обогреться от тепла огня. Примерно на стыке XVI и XVII веков костры начали жечь на могилах.
В наше время их заменили свечи. В первые ночи ноября в Польше можно увидеть реки света, заливающие кладбища. Это горят свечи, зажженные людьми в память о своих ушедших родственниках. Также в костеле подаются поминальные записки с просьбой помолиться за усопших.

Задушки

Задушки (Zaduszki) или День Задушный (Dzień Zaduszny), отмечается на следующий день после Дня Всех Святых. День этот является для христиан днем молитвы за всех усопших, веровавших в Христа, но находящихся в чистилище и нуждающихся в молитвах живых, чтобы получить спасение.
День этот установлен в 998 году святым Одилоном Клюнийским в противовес языческому празднику поминания усопших, приходившемуся на этот день.
В XII веке эта традиция пришла и на польские земли, а уже в XV была известна во всей Польше. В веке XIV появилась традиция процессий на кладбище с четырьмя остановками. Во время остановок произносились молитвы и специальные песни за души всех усопших (отсюда и Задушки - за души), пятая же молитва возносилась при возвращении процессии с кладбища в здание храма.
В народной традиции в этот день также проявляется поход на кладбище и установка свеч, а также часть из ряда ограничений, сопутствующих этому дню исторически.
Так от людей преимущественно старшего поколения можно услышать, что в этот день выполнять работу - грех. В наше время придерживаться запрета на работу в этот день, конечно, уже достаточно сложно, но вполне можно отказать себе в других составляющих табу: плевках, взбивании масла, глажке белья, прядении и даже выносе мусора. Все это считалось предками за грех, так как могло навредить покою души умершего, пришедшей в свой дом.
Современный ритм жизни не позволяет провести два дня подряд в походах на кладбища и встречах с родными, но традицию стараются соблюдать. Хотя, что касается кладбищ, то свечи все больше сдвигаются на праздник Всех Святых.
В Задушки в Польше уже многие годы организуются концерты, различные представления, музыкальные мероприятия.

В Польшу на Хэллоуин?

Знак вопроса тут не случаен. Ведь именно вопросом, причем достаточно большим, задается польская общественность относительно этого достаточно недавнего нововведения. Конечно же, если поехать в Польшу в конце октября, чтобы ночь с 31 октября на 1-ноября, то в интернете отбоя не будет от предложений различных клубов провести Хэллоуин именно у них. Магазины, в свою очередь, предложат несметное количество сувениров и зомби-атрибутики.
Но! Хэллоуин не является традиционным для Польши праздником. Многие склонны думать, что праздник присущ Польше ввиду католического исповедания. Но и это мнение ошибочно.
Опросы общественного мнения, проводимые в Польше часто в прямом эфире телевидения, показывают, что преимущественно поляки считают Хэллоуин праздником чуждым, хотя влияние этого нового для Польши явления начинают проявляться почти повсеместно. Костел выступает с критикой пропаганды Хэллоуина, небезосновательно приписывая этот праздник языческим истокам.
Праздник отвергают также православная церковь и протестантские движения. Интересным является и тот факт, что от Хэллоуина «открещиваются» и Родноверцы, течение которых также представлено в Польше. Непредвзятые специалисты прямо заявляют о чисто маркетинговой стороне этого праздника, говоря о том, что это лишний повод изъять деньги у населения в пользу обогащения бизнеса. А потому реклама Хэллоуина будет только нарастать.
В этой связи стоит отметить, что у этого массированного натиска Хэллоуина появилась и обратная сторона.
Невзирая на упорную пропаганду в том же интернете, уже не только служители костела называют этот праздник инородным. Молодые люди, еще недавно положительно воспринявшие Хэллоуин, с течением времени чаще стали обращать внимание на те же Задушки. Специалисты увязывают это с обратным эффектом интернета, ведь с помощью него можно прочесть и о своих родных традициях. И молодежь этим интересуется. В соцсетях создаются группы молодых людей абсолютно светской направленности, поддерживающих свои, родные традиции тех же Задушек. На одном из популярных в Польше форумов ветка о Хэллоуине обрывалась комментарием: «A ja w takim razie wolę Dziady, bo to Polskie przynajmniej» (Ну, по мне так лучше Деды, это хоть польское по меньшей мере). И обсуждение перетекло на Дедов, а о Хэллоуине и забыть забыли.

Кто такие Деды?

Раз уж языческие корни, так хоть родные! – восклицают молодые пользователи соцсетей и вспоминают о празднике под названием «Деды» (Dziady).
Деды - предтеча Задушек, а точнее, их языческий аналог. Это тот праздник, который был замещен Задушным Днем стараниями святого Одилона Клюнийского в X веке (см.выше). Разницу составлял тот факт, что празднование дня Дедов не было привязано к конкретной дате в ноябре, а вычислялось по фазам луны. В итоге он приходился на начало ноября или на конец октября.
Праздник этот мало чем отличался от того, в какой традиции проходит Задушный день, ведь суть его заключалась абсолютно в том же самом – почтении памяти предков. Правда, многие из традиций сейчас невозможно повторить чисто технически. В этот день также устраивались празднества с обрядами поминовения, на кладбищах зажигали огонь, приносили хлеба и кашу.
Важно было, чтобы пища, приносимая на место памяти предков, была горячей. Уносимый вверх теплый пар должен был обогреть и привлечь душу на трапезу. Характерным было выливание части напитков или еды на пол или на землю, чтобы как бы разделить еду с теми, кто в земле, и с самой землей, которая дает жизнь.
Другой традицией, связанной с разжиганием огня, может поделиться с нами Подгалье (регион в Малопольском воеводстве на границе со Словакией - Podhale). Там костры зажигали на месте внезапной трагической гибели человека. Каждый, кто проходил мимо этого места, должен был кинуть на него веточку. В празднование Дедов образовавшийся курган из веток поджигали. Это должно было остановить мятежную душу внезапно погибшего самоубийцы (их причисляли к нечистой силе) или даже демонов. Считалось, что «на Дедов» последние проявляли исключительную активность.
Также в местах поминовения устраивались бани. Душам предков следовало иметь место, где бы они могли помыться и обогреться.
Кроме того традиция подавания хлеба бродящим по свету старцам, дожившая кое-где и до наших дней, тоже берет свое начало в Дедах. Дедами называли и стариков, просящих милостыню. Считалсь, что они умеют вступать в контакт с душами умерших, а потому в этот день их одаривали специальным хлебом, прося помянуть души ушедших предков.
Обряд празднования Дедов стал вдохновением для второй части драмы «Dziady» («Деды») Адама Мицкевича, центральным мотивом которых являются сцены призывания духов во время деревенского собрания в покинутой капличке на кладбище. Собранию предводительствует старец-гусляр, произносящий ритуальные речи и призывающий души из чистилища. Души должны поведать собравшимся о том, что именно нужно им для спасения и вкусить приготовленные для них яства. Исследователи творчества Мицкевича склоняются к версии, что в данном случае читатель имеет дело с художественной стилизацией, заимствованной автором из белорусского фольклора. Христианскому поминанию были свойственны иные, более сдержанные черты.
Так или иначе традиция Дедов была настолько сильна, что костелу просто не имело смысла её запрещать. Тем более что подобные формы этот праздник имел не только на землях Европы, но и в совсем далеких от неё странах. Предприняв немало усилий, праздник христианизировали и теперь это знакомый всей Польше Задушный день - 2 ноября, вытекающий из Дня Всех Святых.






























 

Дата публикации: 01-11-2013 00:00